Работать годами и десятилетиями на одном месте – стереотип, свойственный нам, выходцам из СССР. Когда-то людей, часто меняющих работодателя, называли «бегунками» или «летунами» и относились к ним с подозрением; сейчас ситуация кардинально изменилась, и смена работы – одно из стандартных условий успешного карьерного роста и повышения собственного статуса. Как и любые другие серьезные изменения в жизни, новая работа становится источником стресса, поводом для волнения и сомнений в собственной состоятельности. Как пройти период приспособления и влиться в новый коллектив, который отныне должен стать для вас родным? Вот 10 правил, которые помогут адаптироваться в новой организации.
Правило первое: информированность
Кадровое агентство с легкостью находит фармацевтам новые рабочие места — наша профессия в дефиците, несмотря на обилие учебных заведений, а хорошим специалистам всегда рады. Заключив трудовой договор в офисе компании, постарайтесь узнать, каков коллектив аптеки, в которой вам предстоит работать. Соберите максимум сведений – сколько человек входит в штат, возраст персонала, кто руководит аптекой, есть ли мужчины или коллектив исключительно женский – вопросов множество, и, если настроить кадрового менеджера на нужный лад, он обязательно расскажет все, что ему известно. Вы ведь теперь не кандидат на вакансию «с улицы», а новый сотрудник!
О будущем месте работы стоит поспрашивать и у коллег, и у посещающих вас представителей дистрибьюторов – в нашей отрасли все тесно взаимосвязаны, и вы обязательно получите какую-то информацию.
Некоторые детали имеет смысл записать. Конечно, с коллегами вы познакомитесь на месте, а вот имя и отчество заведующей нужно запомнить заранее, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и ничего не перепутать.
Правило второе: аккуратность и пунктуальность
По одёжке, как известно, встречают – первое впечатление о вас создастся из вашего внешнего облика и вашей точности. Выходя на работу впервые, категорически нельзя опаздывать! Проверьте заранее, сколько времени потребуется на дорогу до новой аптеки, какие виды транспорта оптимальны, и постарайтесь прибыть хотя бы за 5 минут до намеченного времени.
Выбирая одежду для первого рабочего дня, не стоит ставить во главу угла самовыражение; скромность и аккуратность – вот те добродетели, которые следует продемонстрировать в первую очередь. При первом визите на новое место службы обратите внимание, во что одеты другие сотрудники, какой макияж используют, в каком стиле общаются – это пригодится!
Правило третье: чувство меры и никаких конфликтов
Чувство меры во всем – в одежде и макияже, в общении и поступках. Вероятно, коллеги проявят к вам определенный интерес, но не стоит выкладывать всю свою биографию сразу, а также рассказывать о житейских проблемах и трудностях в первый рабочий день.
Постарайтесь узнать, что в этом коллективе приветствуется, а что недопустимо; какие групповые правила существуют; какие обычаи заведены. Если вас провоцируют на обсуждение других сотрудников – не поддавайтесь! Пока вы новичок, ваши отношения со всеми должны быть ровными и уважительными.
Конфликт – столкновение интересов, и самое неудачное время для вступления в коллектив – время такого столкновения. Если вам не повезло, и в коллективе в момент вашего прихода разгорелся конфликт, приготовьтесь: вас будут разрывать на части и требовать, чтобы вы заняли ту или иную строну противоборства. Можно отметить, в чем права каждая из сторон, но не стоит ввязываться в противостояние.
Правило четвертое: на память надейся, а сам не плошай
В первый рабочий вы будете знакомиться со всем коллективом, вас представят в качестве нового сотрудника. Но, если ваши новые коллеги должны будут запомнить только одного человека (вас), то вам придется запомнить их всех! Возьмите с собой блокнотик и записывайте все, что успеете. Для рабочего общения достаточно знать имя, но, чтобы стать полноценным членом коллектива, важно знать и другую информацию о сотрудниках аптеки – возраст, дату рождения, предпочтения, хобби, количество детей, их возраст и имена и вообще все, что можно. Доброжелательные рабочие отношения могут перерасти в дружеские, если общение с коллегами не ограничивается рабочими вопросами и легко переходит на свободные темы.
Правило пятое: со своим самоваром в Тулу не ездят
Иногда, приступив к работе, многое хочется изменить – переставить препараты на витринах, по-другому организовать пространство рабочей зоны, подправить настройки рабочего компьютера. Все это можно сделать только при условии, что рабочее место – исключительно ваше. Если вы работаете посменно, не стоит ничего менять без предварительной договоренности с коллегами, в противном случае можно легко нажить врагов.
В любом коллективе есть множество обычаев, с которыми вам только предстоит познакомиться. Вы можете принимать или не принимать их, но, по крайней мере внешне, стоит демонстрировать лояльность!
Правило шестое: «а у нас…», «а у вас…»
Самая распространенная ошибка новичков – вслух сравнивать новое место работы с предыдущим. Особенно, если сравнение не в пользу новой аптеке или умаляет достоинства ее коллектива: «А у нас рецептурный отпуск был организован лучше», «А у вас что, до сих пор все это вручную считается?» Если хотите привыкнуть побыстрее, успешно адаптироваться и вжиться в новый коллектив, забудьте эти два выражения! Устроившись на работу, не позволяйте себе сравнений и критики. В конце концов, раз вы пришли работать именно сюда, значит, считаете аптеку перспективной?
Сравнения, приходящие в голову, не стоит и отбрасывать – записывайте все свои мысли по реорганизации работы. Когда вы станете полноценным членом коллектива, сможете предложить что-то, на пользу аптеке и ее персоналу.
Правило седьмое: выявляем лидера
В любом коллективе есть лидер формальный (директор или заведующая аптеки) и лидер неформальный (им может быть кто угодно). Далеко не всегда и формальным, и неформальным лидером является один человек, и, входя в коллектив, важно точно выявить, кто здесь главный. Подметить это достаточно легко – понаблюдайте, кого чаще всего упоминают в разговорах уважительно и доброжелательно? К кому бегут за советом, причем не только по рабочим вопросам? Чьим мнением интересуется руководитель аптеки в первую очередь?
Правило восьмое: за спрос не бьют нос
Не бойтесь спрашивать совета у коллег. Конечно, вы рано или поздно самостоятельно найдете, где стоит корвалол и где лежит активированный уголь, но зачем задерживать клиентов? Конечно, при вступлении в должность вам многое расскажут, и половину из этого вы даже запомните, но при любом сомнении лучше уточнить, что и как делают в вашей новой аптеке. Особенно если это касается финансовых вопросов – как сводится день? Как проводятся ревизии? Кому и в каком порядке сдавать выручку? Вопросов может возникнуть тысячи, и лучше лишний раз спросить, чем сделать что-то неправильно и с первого дня завоевать репутацию некомпетентного и некоммуникабельного сотрудника.
Если вы уже выявили неформального лидера аптечного коллектива, стоит обращаться за консультацией и советом именно к нему.
Правило девятое: спокойно воспринимать критику
Критика – это хорошо! Конструктивная критика помогает нам достичь успеха – стать профессиональнее, опытнее. Никогда не обижайтесь на обоснованные замечания, а постарайтесь понять, что вы сделали не так, и обязательно исправиться.
Иногда, на этапе вступления в коллектив, за критикой коллег стоит что-то еще, какие-либо скрытые мотивы. Если у вас сложатся доброжелательные отношения с кем-то из коллег, вы об этом обязательно узнаете: «Анна Ивановна специально к вам придирается – она хотела сюда знакомую строить, а взяли вас». Не обращайте внимания на придирки, работайте спокойно – вы профессионал, и со временем это поймет весь персонал аптеки.
Правило десятое: принцип локомотива
Самый быстрый способ войти в коллектив – наладить теплые отношения с кем-то из давно работающих сотрудников. Этот человек примет на себя функцию локомотива, на котором вы въедете в коллектив, миновав большинство сложностей адаптационного периода. Он познакомит вас с писанными и неписанными законами организации, научит принятым групповым нормам поведения, даст информацию по каждому из ваших новых коллег.
Адаптация на новом месте работы – процесс сложный и длительный. Соблюдайте трудовую дисциплину, уважайте обычаи, установленные в коллективе, зарекомендуйте себя как ответственного работника, грамотного профессионала и просто хорошего человека – и новый коллектив обязательно станет для вас родным.
Автор — Алена Славкина
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/mastery/5376
Новые комментарии