Отраслевой стандарт «ПРАВИЛА ОТПУСКА (РЕАЛИЗАЦИИ) ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» содержит два постулата о документах, подтверждающих качество товара:
- 4.2. Не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество.
- 6.10. По требованию покупателя уполномоченный сотрудник аптечной организации предоставляет информацию о документах по ценам и срокам годности лекарственных средств и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций и о документах, подтверждающих их качество.
Бумаги, подтверждающие качество продукции, являются неотъемлемой частью пакета сопроводительных документов и, с точки зрения бухгалтерии, должны храниться в течение пяти лет (согласно ст. 17 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» 23.07.98 N 123-ФЗ). Но, поскольку нормативного акта, утверждающего сроки хранения подобных документов, до сих пор не существует, сертификаты, удостоверения качества и безопасности лекарственных средств, регистрационные удостоверения и санитарно-эпидемиологические заключения на БАДы обычно хранятся до тех пор, пока товар не продан.
Культура хранения сертификатов в каждой аптеке своя. Оптимальными считаются два способа сортировки документов о качестве – по дате прихода товара и по алфавиту. При использовании любого из них найти в нужный момент нужный документ труда не составит: на ценнике товара всегда есть дата его поступления в продажу. На мой взгляд, хранение по алфавиту удобнее; при покупательском запросе документ находится в считанные секунды.
Если аптека использует системы электронного документооборота, то все сертификаты хранятся в единой компьютерной базе. Единственный минус такой организации работы – отсутствие на распечатке сертификата печати поставщика и подписи ответственного лица. Даже если в базе хранятся сканы документов, то при распечатке на принтере в аптеке юридической силы они не приобретают. Иными словами, чтобы предоставить по просьбе покупателя копию сертификата, вам придется давать запрос оптовику и ждать, пока нужный заверенный документ будет доставлен.
Работа с сертификатами и другими документами, удостоверяющими качество продукции – часть ежедневных обязанностей сотрудников аптеки. Если штат позволяет, один из работников первого стола становится «главным по качеству», если нет – весь груз ответственности ложится на плечи заведующей аптекой. Но, кто бы ни отвечал за эту часть работы, она должна делаться регулярно и кропотливо, и тогда вы с честью сможете сказать: «В моей аптеке продаются только качественные лекарства».
Продолжение: как читать сертификат качества и сертификат соответствия в аптеке.
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/organizaciya-biznesa/pravovye-osnovy/1844
5 октября 2015 в 16:14
В течении какого времени аптека обязана предоставить сертификат (декларацию) соответствия клиенту (если док-ты хранятся в головном офисе или центр аптеке) ?
5 октября 2015 в 17:49
Наталья, эти документы предоставляются по требованию клиента в день обращения. В каждом аптечном пункте сети должны быть копии. Если аптеки автоматизированы, в каждом пункте должна быть возможность распечатки сертификатов из единой базы.