Изменение функции и роли аптечного работника

Контроль качества Комментарии

Положение в стране в последние и настоящие годы: переход от одного строя к другому, неопределенность 90-х, подъем и спады рынка начала XXI века, наконец, последний экономический кризис приучили нас к неопределенности и нестабильности и умению в таких условиях выживать. Мы привыкли к обилию товаров и услуг. В среднем повысился уровень жизни – все большее количество людей могут позволить себе дорогие покупки, покупатель становится требовательным и информированным.

Изменения в стране не могли пройти бесследно для нашей профессиональной сферы, прежде всего для аптечной розницы. Время диктует новые требования к работе аптек и их специалистов. Зарождается новый рынок – рынок аптечных услуг. Изменяются функция и роль аптечного работника. Готовы ли они к этому? Хотят ли изменений? Что знает и умеет современный фармработник? Какова ценность фармацевтических услуг сегодня? Какие требования предъявляет современная действительность к данной профессии. Эти и многие другие вопросы мы поднимаем сегодня и пробуем найти ответы.

Традиционные функции фармацевтического работника в розничном звене – производство и отпуск лекарств – расширились за счет функции информирования и консультирования людей, приходящих в аптеку за лекарствами. Позже появились такие термины, как «фармацевтическая помощь» и «фармацевтическая забота», которые также повлияли на изменение отношения населения к профессии, на изменение ожиданий покупателя от аптечных работников.

В российских аптеках появляются новые услуги: выполнение простых диагностических процедур (например, измерение АД); медицинская консультация в торговом зале; программы профилактики заболеваний и поддержания здорового образа жизни и т.п.

Новой областью деятельности аптек становится помощь населению в совершении ответственного самолечения, в создании компетентного представления о здоровом образе жизни и опасностях непрофессионального лечения по советам близких и знакомых.

Благодаря развитию Интернета, население более информировано, чем раньше, о свойствах, побочных эффектах и преимуществах ЛС. Но, в силу огромного ассортимента ЛС, людям без медицинского или фармацевтического образования трудно разобраться в поступающей к ним информации и отделить правду от украшательства.

Человек, обнаружив у себя или своих близких признаки заболевания, чаще идет не к врачу за диагностикой и лечением, как этого следует ожидать при наиболее правильном развитии событий, а к провизору и фармацевту в аптеку за лекарством. Это связано с неудобствами российской поликлинической системы для современного занятого человека. Провизор, в свою очередь, понимая потребность человека, может посоветовать ему безрецептурное ЛС. Провизор – не врач, он не может провести на месте диагностику и, определив диагноз, назначить лечение. Он может только оказать помощь в ответственном самолечении и предложить посетить лечащего врача. Так привыкли работать российские аптечные работники.

Ассортимент аптечных услуг в российских аптеках традиционен и базируется на главных функциях – отпуск и хранение ЛС, информирование при отпуске ЛС.

Редко какая аптека, даже сетевая, может похвастаться следующим набором нетрадиционных для аптек, но таких необходимых для людей, услуг: тестирование показателей состояния здоровья, программы по управлению состоянием больного при хронических заболеваниях (например, артериальной гипертонии, сахарном диабете и пр.); программы по борьбе с курением; ведение индивидуальных карточек больных с записями вакцинации, аллергических реакций, побочных реакций ЛС и пр.; сопровождающие программы для пожилых людей, для детей.

Не все аптеки могут предложить удобный для посетителей график работы, возможность предварительного заказа.

Между тем, зарубежная фармацевтическая практика предусматривает возможность выписывания лекарств фармацевтическими работниками при наличии необходимого обучения и опыта. Речь может идти о прописывании рецептов на средства неотложной контрацепции, постоянно принимаемые ЛС для хронических больных и в других особых случаях. За рубежом есть опыт фармацевтической опеки, когда фармработник посещает больных для наблюдения за процессом лечения, собирает информацию о побочных эффектах ЛС.
Возможно ли введение прописывания провизорами ЛС в нашей стране? Вопрос остается открытым. Мнений много. Но конкретных предложений и решений нет.

Справедливости ради отметим, что при огромном ассортименте аптечной продукции, который существует в настоящий момент, провизоры и фармацевты зачастую намного лучше ориентируются в новых лекарствах и аптечных товарах, чем врачи, лучше понимают особенности, преимущества и недостатки разных ЛС. Помимо этого фармацевтические работники отвечают за качество продаваемой в аптеке продукции. Но они не научены лечить людей. Они не знают организм человека так, как врачи, и являются компетентными специалистами в первую очередь по ЛС.

Другой актуальный вопрос современности: как фармацевтическому работнику совместить в своей работе две профессии – продавца и работника здравоохранения.

Сейчас все чаще встречается термин, заменяющий понятие провизор и фармацевт – менеджер лекарственного обеспечения. Причину такой подмены понятий можно найти в предлагаемом представителями аптечного ретейла изменении системы профессионального обучения. Изменении, надо сказать, революционном и с непредсказуемыми последствиями.

Очевидно, что изменения рынка диктуют изменения системы обучения, чтобы соответствовать требованиям времени и выпускать компетентных и грамотных профессионалов. Но на чем необходимо сделать акценты при обучении будущих аптечных специалистов? На менеджменте или традиционных фармдисциплинах? Может быть, четко дифференцировать специальности – для фармтехнологов углубить изучение фармацевтической технологии и химии, а будущим работникам розничного звена сократить изучение этих дисциплин и дать знания по управлению и экономикой фармации, практической психологии.

Выросший аптечный ретейл заинтересован в подготовке первостольников и руководителей аптек и готов финансировать обучение и разрабатывать обучающие схемы для практики, которая будет проходить на его территории.

Предложения по изменению системы обучения аптечных работников представители аптечного ретейла уже разработали и проводят в жизнь. Их предложения сводятся к тому, чтобы сократить число часов обучения по фармтехнологии и фармхимии, увеличив часы на изучение управленческих дисциплин и приобретение коммуникативных навыков. По мнению аптечного ретейла, фармвузы должны, видимо, выпускать только первостольников и менеджеров. Кроме того, предлагается также готовить специалистов с узкой специализацией только на этапе постдипломного образования.

Фармпроизводство, конечно, не имеет таких финансовых возможностей, как аптечная розница, и пока не высказывает своих предложений по обучению необходимых ему специалистов. В такой ситуации как бы наша система профессионального фармацевтического образования не оказалась однополярной – фармрынок наполнится работниками аптек, а фармтехнологи и аналитики исчезнут. Какая в таком случае перспектива у отечественной фарминдустрии?

Возвращаясь к работе уже дипломированных специалистов и аптечным услугам, необходимо решить вопрос: в чем состоит ценность фармацевтических услуг в настоящее время? Во время, – когда населению уже недостаточно традиционных услуг аптек по информированию, когда велика аптечная конкуренция и доступны лекарства, когда диктуются новые методы работы, как способы выживания аптек, – тогда меняется стратегическая роль фармработника. Будущее аптек будет зависеть от умения и желания увеличить рабочую нагрузку, повысить уровень своих возможностей. При этом, естественно, говорить о появлении денежного эквивалента труда аптечного работника – «комиссионных» за аптечные услуги. Вопрос – кто будет платить их?

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Кадры в аптеках по-прежнему «решают все»
  2. «Наша Аптека», или Особенности работы в спальном районе. Часть 1
  3. Минздрав: в России слишком много аптек
  4. Неправильно выписанные врачами рецепты
  5. Добровольное медицинское страхование (ДМС) – лучшая инвестиция в будущее

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на http://pharm-business.ru/quality/1856

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2017 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru