Продолжение статьи о трудностях небольших аптек. Первая часть статьи.
4. Кадровый голод
Развитая аптечная сеть может многое предложить своим сотрудникам – гибкий график работы, дополнительное обучение, стабильные отпуска, возможность карьерного роста, льготную медицинскую страховку и другие преимущества. Что может предложить своему фармацевту маленькая аптека, если учесть, что фармацевт этот – в большинстве случаев единственный наемный сотрудник, в смену с которым работает сам хозяин аптечного пункта?
Высокой заработной платой маленькие аптеки редко могут похвастаться – прибыли обычно хватает лишь на то, чтобы платить установившийся в регионе минимум за рабочий день. Найти сотрудника на такие условия сложно, но можно: у работы в небольшом аптечном пункте есть и свои преимущества. Не все фармацевты горят желанием строить карьеру, для многих решающим фактором при принятии решения о трудоустройстве оказывается близость аптеки к дому, отсутствие необходимости весь рабочий день стоять на ногах, возможность сочетать работу с учебой в ВУЗе. Часто фармацевты приходят в маленький аптечный пункт «по знакомству».
Один из способов преодоления кадрового голода – привлечение пенсионеров, опытных профессионалов. Рабочий день в сетевой аптеке с большим потоком клиентов им не под силу, а маленькая аптека позволяет почувствовать себя нужным, незаменимым и ценным сотрудником, а также получить хорошую прибавку к пенсии. Другой вариант – приглашение свежеобученных специалистов без опыта работы: они не так требовательны к заработной плате и приходят лишь затем, чтобы наработать необходимый стаж.
5. Трудности с помещением и техническим оснащением небольшой аптеки
Постоянная борьба с недостатком оборотных средств на самое важное – ежедневное поддержание ассортимента – делает каждое преобразование в интерьере и техническом оснащении аптеки существенной проблемой. Посмотрите на гигантов сетевого бизнеса: полная автоматизация и компьютеризация рабочего процесса. К сожалению, для большинства маленьких аптек понятие «кассовый модуль» в ближайшее десятилетие вряд ли станет доступным. Компьютерные системы контроля товарных остатков редко внедряются в одиночных аптеках, где по старинке ведутся Книги Учета в тетрадках формата А4. Да и нужны ли они аптеке, где работает один фармацевт в паре с хозяйкой?
Более серьезная трудность – ремонт, как косметический, так и капитальный. Проведение ремонтных работ любого уровня сложности вынуждает закрывать на время аптеку, теряя не только прибыль, но и постоянных покупателей. Если же помещение арендовано, и его хозяин затеял ремонт – ситуация становится фактически неразрешимой.
Еще одна проблема маленьких аптек в арендованных помещениях – постоянная угроза выселения. Случается, что предприниматель, успешно оформивший лицензию на фармацевтическую деятельность, вынужден через год сворачивать бизнес по той простой причине, что у собственника изменились планы на использование торговых площадей.
6. Трудности лицензирования и налогообложения маленькой аптеки
Первая волна массового закрытия маленьких аптек была связана с введением нового отраслевого стандарта, когда минимальной для аптечного пункта установили площадь в 70 квадратных метров, а для аптеки – в 120 метров. Несмотря на то, что эти ограничения действовали лишь около года, многие небольшие частные аптеки были вынуждены закрыться и уехать с насиженных мест по окончании срока действия лицензии.
Сегодня в сфере лицензирования есть не менее серьезная проблема, осложняющая жизнь многим владельцам небольших одиночных аптечных пунктов. В настоящее время индивидуальный предприниматель, претендующий на получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, должен в обязательном порядке иметь высшее или среднее фармацевтическое образование. Соответственно, если владелец аптеки – врач, экономист или представитель любой другой профессии, он вынужден оформлять бизнес иначе – создавая юридическое лицо со всеми вытекающими последствиями.
Издержки в этом случае колоссальны: налогообложение ООО значительно отличается от упрощенных схем работы индивидуальных предпринимателей. Большинство предпринимателей ведут бухгалтерию самостоятельно, а при организации фирмы (ООО или другого юридического лица) им приходится привлекать наемного бухгалтера, открывать расчетный счет в банке, обслуживание которого стоит немалых денег в масштабах крохотного аптечного пункта.
В ближайшее время проблема может усугубиться: в прессе слышны разговоры о возможной отмене ЕНВД (единого налога на вмененный доход), а именно по этой системе налогообложения работает большинство маленьких аптек.
Российские предприниматели научились обходить этот пункт положения о лицензировании: лицензия оформляется на провизора или фармацевта-превостольника, а деньги и помещение для осуществления деятельности предоставляет истинный хозяин бизнеса.
Несмотря на недостаток оборотных средств, невозможность капитальных вложений в современное оборудование, кадровый голод, трудности с поставщиками, налогами, лицензированием и прочие сложности, маленькая аптека вполне может выжить. Главное, чтобы ее персонал чувствовал себя сплоченной командой, заведующий обладал недюжинными организаторскими способностями, а работа приносила удовлетворение.
Полная версия статьи опубликована в журнале «ЛедиВита» в мае 2009 года, автор — Алена Славкина
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/mastery/106
Новые комментарии