Все стандарты в белорусской медицине – “живые”

Новости Комментарии

Беларусь стала первой страной на постсоветском пространстве, которая перешла на финансирование медицины, основанное на нормативах бюджетной обеспеченности из расчета на каждого жителя, введя соответствующий государственный минимальный социальный стандарт.

Сколько стоит лечение одного белоруса?

Ни для кого не секрет, что чем лучше чувствует себя экономика, тем лучше чувствует себя и медицина. Именно поэтому самые большие бюджетные расходы на здравоохранение и медицинское обслуживание были в Беларуси в докризисном 2008 году – в долларовом эквиваленте эта сумма составляла 234 доллара США на каждого жителя. Прошлым летом она уменьшилась до 190 долларов. А на 2010 год в бюджете запланирована сумма в размере 577 тысяч на каждого белоруса, что соответствует примерно 202 долларам США.

Как сообщила на встрече с журналистами заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Татьяна Мигаль, Беларусь стала первой страной на постсоветском пространстве, которая перешла на финансирование медицины, основанное на нормативах бюджетной обеспеченности из расчета на каждого её жителя, и ввела соответствующий государственный минимальный социальный стандарт, который определяется для каждой из областей, и для города Минска. Всего на сегодня в сфере здравоохранения работают семь государственных минимальных социальных стандартов.

- Минимальный социальный стандарт – это та планка, ниже которой мы не можем опустить объемы, качество и доступность оказания населению медицинской помощи, — прокомментировала Татьяна Мигаль, — и хочу заверить, что каждый наш стандарт – “живой”, он существует не только на бумаге. Например, в 2007 году перечисление социальных стандартов было дополнено двумя новыми, которые предложило Министерство здравоохранения: мы ввели норматив обеспеченности учреждений здравоохранения автотранспортом и норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения. Поэтому сегодня нам уже не стыдно за свои участковые больницы, амбулатории и больницы сестринского ухода, где есть и отопление, и канализация, и постоянное электроснабжение. Во всех агрогородках или на расстоянии от них не более 10 километров есть лечебно-профилактические учреждения, что гарантирует сельским жителям доступность получения медицинской помощи. Все амбулатории, участковые больницы и больницы сестринского ухода обеспечены в достаточном количестве автотранспортом: норматив обеспеченности составляет для амбулаторий и больниц сестринского ухода – одна единица автотранспорта, для участковых больниц, если количество коек превышает 2 десятка, — две единицы, и для больниц с меньшим количеством коек – один автомобиль.

Нормативы выполняются

Согласно словам Татьяны Мигаль, норматив обеспеченности коечным фондом в стационарах составляет 9 коек на каждую тысячу жителей. И этот норматив по стране преимущественно выполняется.

- Мы нигде бездумно не сокращаем коечный фонд. Наша задача сделать так, чтобы каждая койка в стационаре была задействована все 365 дней в году, а также максимально интенсифицировать лечебный процесс, — подчеркнула специалист.

Только для столицы определен норматив в 8 коек на тысячу людей населения. Необходимость строительства в Минске новой больницы назрела уже давно: город расширяется, растет и количество его населения. К тому же в последние годы проблема дефицита коечного фонда обострилась в связи с реконструкцией минских больниц. Поэтому в планах столичных властей – построить новую больницу в Северном поселке.

В полном объеме выполняется в Беларуси норматив по обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи, который составляет для регионов 1 бригаду на 12 000 жителей, а для Минска – 1 бригаду для 12 500 жителей. За 2009 год на станции скорой медицинской помощи поступило 3 млн. 205 тыс. вызовов. Выполняется по стране также и норматив обеспеченности аптеками, который составляет 1 аптеку на 8 тысяч жителей. В Минске с его большой плотностью населения действует норматив: 1 аптека на 11 500 жителей. Необходимо пояснить, что при разработке государственного социального стандарта было решено учитывать аптеки всех форм собственности. По большому счету для человека не существует принципиальной разницы, где ему приобретать тот или иной лекарственный препарат. Однако если в городах негосударственные аптеки сегодня встречаются буквально на каждом шагу (в Минске работает 316 аптек негосударственной формы собственности), то в сельскую местность частники идут неохотно. Для того чтобы снять проблему лекарственного обеспечения сельчан, розничной реализацией лекарственных средств там занимаются лечебно-профилактические учреждения.

Проблемы и перспективы

Один из наиважнейших государственных социальных стандартов – норматив обеспеченности врачами первичного звена, поскольку от 80 до 100 процентов всех пациентов начинают и завершают своё лечение в амбулаторных учреждениях. И именно амбулаторно-поликлиническое звено формирует общественное мнение обо всей системе здравоохранения. Жаль, количество врачей общей практики не дотягивает до норматива фактически во всех регионах страны, за исключением Витебской и Могилевской областей. В дефиците в первичном звене не только так называемые “узкие” специалисты (хирурги, травматологи, офтальмологи, невропатологи, лор-врачи), но и участковые терапевты и педиатры. В общем, по стране не хватает теперь около 4 тысяч врачей и около 5 тысяч медицинских сестер.

Абсолютно очевидно, что только увеличением набора студентов в медицинские ВУЗы кадровую проблему решить невозможно. Работать, так сказать, на “передовой” медицины – дело очень сложное и не всегда удачное. Количество посещений врачей не уменьшается, а, наоборот, растет. Население страны стареет стремительными темпами, а значит, растет и хронизация заболеваний, поэтому нагрузка на специалистов амбулаторного звена постоянно увеличивается. В 2008 году на каждого белоруса приходилось 12,9 посещения поликлиник, без учета частной медицинской практики, а также работы ведомственных медицинских служб. Для сравнения, в экономически развитых европейских странах на одного жителя приходится в среднем по 5-7 посещений врачей. Хроническая перегрузка участкового врача, действительно, негативно сказывается и на качестве медпомощи. При этом престиж работы в амбулаторно-поликлиническом звене остается невысоким. Стоит ли удивляться дефициту кадров?

Татьяна Мигаль с удовольствием отметила, что доля расходов на амбулаторно-поликлиническое звено в последние годы стала расти: так, если в 2008 году они составляли 32% от общей суммы бюджетных расходов на здравоохранение, в 2009 году – 35%, то в планах на 2010 год – направить в первичное звено 40% от общей суммы.

Надежда НИКОЛАЕВА для Pharm-Business.ru

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Национальная стратегия ФАРМА-2020: мнения экспертов
  2. Автоаптечки нового образца: ватно-марлевая помощь на дороге
  3. Доказано: солярий вреден для здоровья
  4. Онлайн-интервью по новому закону «Об обращении лекарственных средств»
Материалы по теме:

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/news/323

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2024 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru