Арендуем площадь под аптеку. Как не оказаться без места через год работы

Правовые основы Комментарии

Любой бывалый предприниматель скажет, что создавать и развивать бизнес лучше всего в помещении, принадлежащем вам по праву собственности. Но не всегда стартовый капитал настолько велик, чтобы приобретать помещение под аптеку, и начинающим фармбизнесменам приходится брать торговую площадь в аренду. Как правильно заключить сделку, чтобы квадратные метры не стали источником головной боли?

Ищем собственника

Поиском помещения под аптеку можно заниматься самостоятельно, а можно доверить подбор нужной недвижимости риэлторам. Во втором случае будьте готовы заплатить им комиссионные, которые в крупных городах обычно составляют до шести ежемесячных размеров арендной платы за одобренное вами помещение.

Самостоятельно подобрать помещение в аренду можно несколькими способами:

  • с помощью порталов бизнес-объявлений в Интернете и тематических СМИ;
  • путем прямого поиска – прогулка по интересующему району с последующим поиском информации о свободных помещениях коммерческого назначения;
  • путем обращения в муниципалитет, причем перечни пустующих помещений можно предварительно посмотреть на сайтах городских администраций.

Условия съема площади под аптеку фиксируются в арендном договоре, где в качестве арендодателя выступает собственник помещения, а в качестве арендатора – предприниматель или компания, планирующие бизнес в этом месте. До заключения арендного договора необходимо убедиться, что вторая сторона имеет на это право. Правомочность подтвердят документы о праве собственности на помещение либо доверенность на совершение сделки, выданная полноправным хозяином недвижимости.

Если собственников у помещения несколько (совместная собственность), каждый из них должен дать свое письменное согласие на передачу площади в аренду. В противном случае арендный договор легко может быть расторгнут в судебном порядке, а добросовестный, но неудачливый и непредусмотрительный арендатор ничего не сможет доказать.

Арендный договор: детали

Договор об аренде помещения под аптеку заключается в письменной форме, и от того, насколько подробным он будет, зависит весь ваш бизнес. Не стоит пользоваться типовыми договорами, скачанными из баз документов: у аптечного бизнеса слишком много специфических особенностей, предусмотреть которые важно еще на этапе подбора торговой площади.

В договоре объект аренды должен быть описан максимально подробно – наименование помещения, его адрес, конструктивные особенности и другие важные детали. Важно прикладывать план помещения (БТИ) в качестве приложения к договору, в этом случае вы обезопасите себя от признания договора незаключенным в судебном порядке по причине неуказания особенностей объекта.

Важными условиями арендного договора являются:

  1. Срок действия договора. Чем дольше, тем лучше, ведь теперь мы оформляем лицензию на весь период жизни аптеки, и проблемы с площадью через пару лет работы нам вовсе не нужны. Если срок договора более одного календарного года, он должен быть зарегистрирован в местной регистрационной палате в качестве сделки с коммерческой недвижимостью. При аренде помещений на срок до года регистрация не нужна, поэтому большинство собственников предлагают заключать договора на 1 год с возможностью последующего продления. Не стоит бояться регистрационной палаты, оформление документов на многолетнюю аренду займет всего 2 дня, но при этом обезопасит вас от расторжения договора через год.
  2. Размер арендной платы (ежемесячной либо ежегодной). Важно предусмотреть индексацию платежей в зависимости от инфляции, рыночной конъюнктуры и других причин через определенный период времени, а не по желанию собственника помещения. К примеру: «Размер арендной платы может быть увеличен арендодателем не чаще, чем один раз в год».
  3. Порядок внесения арендных платежей (наличными, на счет в банке и тому подобное).
  4. Ремонт арендованной недвижимости. Даже если на этапе съема помещения необходимости в ремонте нет, она может появиться позднее, и в договоре важно четко указать, кто несет ответственность за проведение ремонтных работ и финансирует их. Если вы планируете работать долго и успешно, помещению рано или поздно потребуется капитальный ремонт. Поскольку любые капитальные изменения неотделимы от собственности и не могут остаться за вами в случае расторжения договора, затраты на них должен планировать арендодатель, о чем и стоит указать в договоре.
  5. Ответственность сторон за нарушение условий сделки – компенсационные выплаты и другие моменты.
  6. Коммунальные платежи. Пользование водой, канализацией, телефоном стоит денег, и нужно указать в договоре, кто понесет эти расходы. Традиционно пользование услугами с тарификацией либо по счетчику оплачивает арендатор, а постоянные платежи – арендодатель.
  7. Условия прекращения действия договора – расторжение, отказ от продления и истечение срока действия.

Предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы через год, пять лет, десятилетие, невозможно, но чем серьезнее вы подойдете к заключению договора, чем больше деталей будет уточнено в этом документе, тем надежнее будет ваше положение в чужом помещении.

Предупреждение от Pharm-Business.ru: случаются ситуации, когда через некоторое время после начала работы на помещение начинает претендовать третья сторона. Другой предприниматель, заметив вашу успешную аптеку, пытается перекупить помещение, предлагая собственнику более выгодные условия аренды. Любая из сторон – как арендатор, так и арендодатель – не вправе разорвать договор аренды в одностороннем порядке. Если стороны не могут придти к согласию путем переговоров, спор может быть разрешен в судебном порядке, поэтому не стоит торопиться освобождать помещение по первой просьбе (или даже «наезду») собственника. Если срок действия арендного договора не истек, суд будет на вашей стороне.

Арендуем арендованное

Крупные торговые центры – лакомые места для размещения любого бизнеса, в том числе и аптеки. Но в этом случае обычно вся площадь центра арендуется у крупного собственника (в том числе у государства), а затем раздается предпринимателям в субаренду.

Субаренда помещения под аптеку имеет ряд особенностей:

  1. Арендный договор между собственником помещения и арендатором должен включать в себя пункт, разрешающий сдачу помещения (части помещения) в субаренду.
  2. Условия передачи помещения в субаренду должны быть прописаны в основном арендном договоре. Если этого не сделано, предприниматель-субарендатор должен получить письменное согласие собственника помещения на заключение договора субаренды, где сторонами будут выступать собственник, арендатор и субарендатор.

При лицензировании аптеки будет необходимо включить в пакет документов не только свой договор субаренды, но и копию основного арендного договора и разрешение собственника.

Приступаем к работе

Сняв помещение под аптеку, чаще всего приходится доводить его «до ума», то бишь, до соответствия отраслевому стандарту, своими силами. Слишком специфичный у нас бизнес, слишком жесткие требования к помещению и отраслевые регламенты, поэтому многие виды работ придется взять на себя. Улучшение чужого помещения имеет некоторые особенности.

Если те новшества, которые вы устроите на аптечной площади, могут быть без ущерба для помещения отделены от него, можно производить ремонт без согласия арендодателя. В этом случае при расторжении арендного договора вы имеете полное право забрать все с собой и использовать по своему усмотрению.

Если помещение необходимо переоборудовать таким образом, что вернуть ему первоначальный вид впоследствии не удастся, важно проводить ремонт с согласия собственника. Письменное согласие арендодателя не только дает возможность обустройства помещения на свой лад, но и позволяет впоследствии получить от собственника возмещение расходов (если улучшения неотделимы от имущества). Если вы переоборудуете аптеку без согласия арендодателя, а улучшения будут неотделимы от имущества, расходы на ремонт собственник вам не компенсирует.

Любые изменения в арендном договоре (увеличение арендной платы, конструктивные изменения помещения и т.д.) должны быть оформлены дополнительным соглашением. Основания для расторжения договора аренды до срока его окончания указаны в ст. 619, 620 ГК РФ, но в самом договоре могут быть пункты, предусматривающие дополнительные основания для прекращения действия документа. Арендуя помещение, ни одной бумаги не стоит подписывать не глядя, и все у вас обязательно получится.

Автор — Алёна Славкина

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Поставки в аптеку: как заключить договор
  2. Возврат в аптеку товаров ненадлежащего качества
  3. Как открыть свою аптеку: несколько советов
  4. «Наша Аптека», или Особенности работы в спальном районе. Часть 2
  5. Возврат товара в аптеку: когда нужно сказать «Нет»
Материалы по теме:

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/organizaciya-biznesa/pravovye-osnovy/1320

1 комментарий к “Арендуем площадь под аптеку. Как не оказаться без места через год работы”

  1. рамзия пишет:

    спасибо!!

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2024 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru