Табличка «Купленные лекарственные средства обмену и возврату не подлежат» красуется в уголке потребителя каждой аптеки. Однако многие сотрудники аптек забывают, что эта фраза относится лишь к товарам отдельных групп и только надлежащего качества. Чтобы правильно поставить запятую в предложении «Принять назад нельзя отказать», придется хорошенько изучить законодательство.
Ассортимент аптек сегодня широк и разнообразен – мы не ограничиваемся классической фармацевтической деятельностью и предлагаем покупателю широкий выбор сопутствующих товаров, от предметов гигиены до жевательной резинки. К сожалению, брак неизбежен в любом производстве, и аптечный товар не исключение. Влажные вторичные упаковки Назола, тонометры с бракованными манжетами, изменившие запах и консистенцию кремы – малая толика того, с чем приходится сталкиваться сотруднику аптеки при приемке товара по качеству. Прошедшее жаркое лето внесло свою лепту: не каждый товар способен без последствий пережить сорокоградусную жару, как при перевозке от оптовика в аптеку, так и при хранении на аптечной полке.
В части испортившихся или изначально некачественных товаров закон работает жестко: любой товар ненадлежащего качества должен быть принят у покупателя с возвратом средств либо заменой на другой товар (по желанию покупателя).
Что делать с возвращенными товарами ненадлежащего качества?
К числу наиболее распространенных в аптечной практике недостатков товара следует отнести:
- Истекший срок годности. Просроченный товар остался на витрине и был продан по недосмотру сотрудников.
- Дефекты маркировки на упаковке лекарственного средства. Сюда относится невозможность разобрать срок годности и серию препарата на первичной или вторичной упаковке, а также несоответствие срока годности и/или серии на первичной и вторичной упаковках.
- Несоответствие препарата описанию, приведенному в инструкции по применению (вид, цвет, запах и т.д.).
- Брак первичной или вторичной упаковки – сколы и трещины па флаконах и ампулах, нарушение герметичности упаковки, некачественная полиграфия и другие дефекты.
Любой из этих недостатков служит основанием для оформления возврата по жалобе покупателя, а в некоторых случаях – для изъятия всей серии товара производителем. Если вы приняли у покупателя товар ненадлежащего качества, в ряде случаев его можно вернуть поставщику, даже если договор поставки не предусматривает такой возможности или срок возврата истек.
Гражданским Кодексом РФ закреплена возможность возврата товара в аптеку в случаях:
- передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ);
- передачи некомплектного товара (ст. 480 ГК РФ).
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товаров осуществляется в соответствии с п. 2.1.9 Методических рекомендаций осуществляется путем оформления расходной накладной (форма №ТОРГ-12).
Некомплектность или ненадлежащее качество может быть обнаружено покупателем после покупки товара в аптеке. Если покупатель вернул товар вам, смело выставляйте претензию поставщику!
Возврат аптекой некачественного товара оптовику юридически считается отказом от исполнения заключенного договора купли-продажи (или поставки), поскольку на оптовика законом возлагалась обязанность поставить качественный товар. В этом случае работает ст. 450 ГК РФ, и договор с оптовой компанией считается расторгнутым (в отношении некачественного товара).
Порядок возврата товаров ненадлежащего качества поставщику также определен законодательно: его регулируют Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. №1-794/32-5. Документ древний, но им вполне можно руководствоваться – более современной замены пока не создано.
Если нет возможности вернуть поставщику товар ненадлежащего качества, аптеке придется взять на себя затраты на уничтожение некачественного товара. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 № 382 утверждена Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств – ею и следует руководствоваться в этом случае.
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/quality/1229
21 ноября 2016 в 3:20
Прежде всего следует определиться с тем надлежащего качества товар или нет. Прямого определения понятия «ненадлежащее качество» в законе «О защите прав потребителей» нет.