В рамках Международного медицинского форума, проходившего на Нижегородской ярмарке, состоялась научно-практическая конференция “Кадровый менеджмент в системе фармации”. В ее работе приняли участие руководители аптечных организаций, фармкомпаний и учебных учреждений, в которых ведется подготовка специалистов со средним и высшим образованием. Лейтмотивом всех выступлений мог бы стать лозунг, родившийся еще в советские времена и не потерявший своей актуальности в условиях рыночной экономики, — “Кадры решают все”.
Но какими должны быть эти кадры сегодня и в каких условиях им приходится работать? Ответы на эти вопросы прозвучали в докладе декана фармфакультета Нижегородской государственной медицинской академии (НГМА) чл.-корр. РАЕН, докт. фарм. наук С.В. Кононовой, открывшей работу конференции. Говоря об особенностях кадровой политики в фарморганизациях, она подчеркнула, что в рыночных условиях главная задача заключается в достижении финансово-экономической устойчивости, обеспечить которую могут только работники компании. Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется проблеме кадров, сотрудники любой фарморганизации должны быть настоящими профессионалами.
Анализируя изменения фармрынка за последние 15 лет, С.В. Кононова с цифрами в руках доказала, что увеличилось не только число аптек (следовательно, и конкуренция), но и нагрузка на специалистов. С другой стороны, возросли требования населения, что очень наглядно показал опрос, проведенный среди посетителей нижегородских аптек. Выяснилось, что получить консультацию у провизора или фармацевта хотят 95% посетителей, а это серьезная ответственность. Какие еще качества, профессиональные и человеческие, хотят видеть посетители аптек в фармспециалистах? Процентное соотношение предпочтений приведено на рисунке. Покупатель — ключевая фигура для аптеки, а перечень перечисленных качеств, по сути, представляет собой портрет идеального фармацевта. Именно таким хотят его видеть нижегородцы, когда приходят в аптеку за лекарствами. И они вправе рассчитывать на то, что их будут обслуживать высокообразованные, внимательные и вежливые специалисты.
С другой стороны, опрос провизоров и фармацевтов показал, что многим из них сегодня не хватает знаний по технологиям продаж, по маркетингу, финансово-экономическому анализу, менеджменту. Многие хотели бы лучше знать юридические нормы, регулирующие лекарственное обращение.
Анализируя данные исследований, проведенных в 2005 г. в 15 аптеках разной формы собственности Нижнего Новгорода (всего опрошено около 300 посетителей) и ситуацию на фармрынке, С.В. Кононова пришла к выводу, что сегодня необходимо изменить некоторые аспекты фармобразования, но при этом сохранить его фундаментальность. Кроме того, важнейшей задачей является разработка образовательного стандарта и стандарта фармдеятельности с соответствующими нормами и с четкими алгоритмами. Сегодня, когда этого нет, когда не существует номенклатуры должностей, сложно проводить дифференцированную оценку результатов труда. В итоге многие фармспециалисты не удовлетворены своей работой.
С огромным вниманием слушала доклад С.В. Кононовой директор Нижегородского медицинского колледжа Н.А. Пигалова, руководящая этим учреждением уже 30 лет. Свой доклад она начала с анализа изменений в расстановке кадров аптечной системы, произошедших в 90-е гг. с внедрением рыночных отношений. В то же время изменились и требования, предъявляемые к специалистам. Сегодня наряду с фундаментальными дисциплинами фармацевты должны владеть многими новыми знаниями и навыками, поэтому в колледже изменили структуру учебных программ. Например, в схеме специального блока уменьшилось количество часов, отведенных на фармтехнологию, но увеличилась продолжительность курса изучения товароведческих характеристик ЛС, ИМН и других товаров аптечного ассортимента. Если в 70-е гг. на это выделялось 309 часов, то в 2005 г. в этот блок входит 6 предметов, и на них отводится 710 часов.
В соответствии с требованиями рынка в колледже преподают технологии продаж и способы продвижения товаров, почти в 5 раз увеличили время на изучение основ экономики фармации. Сегодня в учебную программу включены занятия по фармакотерапии и фармакоэкономике, БАД, парафармацевтическим товарам, косметическим средствам и т.д. В колледже убеждены, что фармацевты должны свободно владеть современными информационными технологиями, поэтому на их изучение отводится 1120 часов вместо положенных 110.
О правильно выбранном направлении реорганизации содержания, средств и методов обучения свидетельствует то, что студенты колледжа востребованы. Многие из них получают приглашения на работу от аптек и фармкомпаний уже на старших курсах.
Кем работают выпускники колледжа 2004 г.?
- 87% занимаются отпуском готовых ЛС
- менеджерами, сборщиками и контролерами в оптовых компаниях работают 9%
- фармацевтами в рецептурно-производственных отделах — 2%
- медицинскими представителями — тоже 2%.
Подводя итог, Н.А. Пигалова сказала: эта конференция очень важна, т.к. дает возможность понять, что нужно изменить в фармобразовании, и скоординировать усилия учебных заведений, ведущих подготовку специалистов высшего и среднего звена.
Заведующая кафедрой фармации Центра повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов (ЦПК и ППС) НГМА канд. фарм. наук Н.Н. Соколова продолжила тему профессионального образования специалистов, но акцентировала внимание на последипломном уровне. Эпиграфом ее выступления могла бы стать народная мудрость “Век живи, век учись”. В современном варианте применительно к фармспециалистам она может звучать так: “Образование через всю жизнь”. Реальную возможность осуществить на практике этот принцип дает ЦПК и ППС НГМА, где в 2001 г. была создана кафедра фармации. Здесь проходят последипломное обучение специалисты с высшим и средним фармобразованием. Кроме основных сертификационных программ проводится обучение работе в рамках программы бесплатного и льготного отпуска, по технологии продаж и методам управления фармбизнесом.
Практически ежемесячно организуются семинарские занятия по вопросам изучения новых ЛС, фармакоэкономике и лицензированию фармдеятельности, по обороту наркотических средств и психотропных веществ, налогообложению и бухучету, стандартизации фармдеятельности, правилам продаж отдельных видов товаров и по обзору нормативной документации.
Необходимость непрерывного профессионального образования в современных условиях продиктована не только требованиями закона, но и рынком. Так, в 2004 г. на нижегородском фармрынке действовали 434 юридических лица, в состав которых входили 1315 аптечных учреждений. Их работу обеспечивали 2638 специалистов. Объем реализации ЛС в 2004 г. в Нижегородской области составил около 3,7 млрд руб. Таким образом, нагрузка на одного специалиста за год превысила 1,4 млн руб., а численность населения в области на одного фармспециалиста выше, чем в других регионах Поволжского федерального округа. Потребление медикаментов одним жителем области в 2004 г. увеличилось по отношению к 2003 г. на 42,5% и составило 1096 руб. 80 коп.
Характерная примета современной аптеки — огромный ассортимент ЛС и сопутствующих аптечных товаров. Нижегородский фармрынок в 2004 г. насчитывал 4,1 тыс. наименований ЛС, а ассортимент ИМН, парафармацевтики и сопутствующих товаров — около 6 тыс. наименований. От умения специалиста ориентироваться в их номенклатуре, от знания особенностей и условий применения напрямую зависит успех продаж. При таких нагрузках и в таких условиях качественно обслуживать покупателей могут только высококвалифицированные профессионалы. Их компетентность и уровень знаний являются показателем качества работы аптечных учреждений.
Завершая выступление, Н.Н. Соколова подчеркнула: в современных условиях настоящему профессионалу, работающему в сфере фармации, необходимо постоянное пополнение и обновление знаний. Но пока подход “Образование через всю жизнь” является скорее исключением, чем правилом. Как следствие, возникают проблемы в освоении рынка новых, более эффективных ЛС, в знании и трактовке норм документов, в применении на практике собственных прав при осуществлении государственного контроля и надзора.
Генеральный директор ООО “RMBC-Поволжье” Л.И. Запорожская поддержала принцип “Образование через всю жизнь”, но при этом обратила внимание, что в рыночных условиях нужно не только постоянно повышать профессиональную квалификацию, но и получать новые знания. В своем докладе “Обучение с ориентацией на потребности фармрынка” она обратила внимание на необходимость бизнес-образования и преимущества тренингов как современной формы обучения.
В условиях высокой конкуренции специалисты аптечных учреждений должны владеть коммерческими технологиями. Тренинги позволяют решить эти задачи, причем в короткие сроки. Всего за несколько дней специалисты получают новые знания и навыки их применения.
Современные грамотные руководители понимают, что сотрудников необходимо обучать постоянно, поэтому бюджет своих предприятий формируют с учетом выделения средств на эти цели. Затраты быстро окупаются. В качестве примера были приведены данные опроса покупателей. Они готовы платить на 15% больше там, где качество обслуживания выше. Это означает, что обучение первостольников будет способствовать увеличению прибыли. Следует учитывать и другой неоспоримый факт — при высоком качестве обслуживания растет число постоянных клиентов аптеки, что также является важнейшим условием увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности аптечного учреждения.
Кроме того, тренинги можно рассматривать не только как эффективный метод экспресс-образования, но и в качестве фактора нематериального стимулирования. Понимая это, многие компании включают их в планы перспективного роста сотрудников, что позволяет снизить текучесть кадров и добиться большей результативности в работе. Сегодня принято считать, что раз в полгода сотрудники должны получать импульс новых знаний и навыков.
Далее в ходе конференции обсуждались вопросы формирования новой системы управления кадрами, которая строится не на подчинении воле менеджеров, а на взаимном учете интересов и взаимной ответственности, а также возможности использования семинаров и конференций как формы повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Завершилось мероприятие приятными сюрпризами. Директор нижегородского представительства Ассоциации аптечных учреждений “СоюзФарма” С.С. Зайцева объявила, что медицинскому колледжу и фармфакультету НГМА будет подарен обучающий фильм “Аптека — принципы построения эффективной розницы”. А студенты фармотделения медколледжа представили маленький концерт со стихами, песнями и юмористическими инсценировками.
Л. Воронова, Н. Новгород
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/quality/1860
Новые комментарии