Сколько существует человеческое общество, столько же в нем присутствуют люди с ограниченными возможностями. Начиная с первобытно-общинного строя, когда неудачливый охотник мог потерять способность передвигаться после схватки с мамонтом, и до наших дней, когда вчера еще здоровый человек может оказаться в инвалидном кресле после ДТП или другой тяжелой травмы.
Еще в древнем Египте были специальные тележки для перевозки неходячих больных, но первые инвалидные коляски в виде кресла появились в Китае – стране, где культ уважительного отношения к старости является частью истории. Ничего удивительного, что именно там в 6 веке до нашей эры появилось первое приспособление, помогающее двигаться «без собственных ног».
В европейских странах изобретателями колясок часто становились сами инвалиды. Британский часовщик Стефан Фафлер изобрел рычажную трехколесную коляску, которая позволила ему сохранить работоспособность при невозможности передвигаться самостоятельно. А в 19 веке появилась первая модель с двойным ободом – теперь инвалид мог вращать внешнее, уменьшенное колесо, не пачкая рук.
В серийное производство инвалидные коляски вышли только в 1933 году, когда американский инженер Гарри Дженнингс сконструировал легкую коляску из стали для своего друга, пострадавшего при аварии в шахте. Именно модель Дженнингса является прототипом современных, а компания «Эверест-Дженнингс» стала монополистом в этой нише рынка.
В СССР коляски начали производить только в 80-х, причем это были не советские разработки, а модели, выпускаемые во Владимире по немецкой лицензии.
Современная инвалидная коляска мало похожа на первые кресла. Она комфортна, эргономична, имеет множество настроек и удобное управление, но… покупать ее нужно за деньги. К сожалению, по государственной программе помощи инвалидам бесплатно можно получить лишь простейшие модели.
Коляски с электроприводом были созданы в конце 40-х, после Второй Мировой Войны, когда часть вернувшихся домой солдат не могла передвигаться самостоятельно, но была вполне платежеспособной – так спрос продиктовал предложение на рынке колясок. Однако за прошедшие 70 лет мало что изменилось, и коляски на электроприводе, с управлением джойстиком или штурвалом, могут позволить себе далеко не все инвалиды.
Сегодня в России действует программа «Доступная среда». Аптеки, магазины, учреждения оборудуют пандусы для инвалидов-колясочников, но много ли в них стало посетителей из этой группы? Нет. И причина того, что российские инвалиды предпочитают коротать дни, не выходя из дома, в том, что доступная среда – это в первую очередь доступное средство передвижения и оборудованный подъезд, а не пандус в аптеке, до которого невозможно добраться.
Однако, мир не стоит на месте. Уже изобретены инвалидные коляски, способные шагать по ступенькам. Есть проекты кресел на гусеничном ходу. Будут ли они доступны инвалидам в России — покажет время.
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/quality/2790
Новые комментарии