Материальная ответственность в аптеке

Контроль качества Комментарии

Трудовые отношения в аптеке мало отличаются от действующих в сфере торговли, и при устройстве на работу каждый фармацевт или провизор подписывает два основных документа – трудовой контракт и договор о материальной ответственности. С трудовыми договорами все более-менее ясно, а вот материальная ответственность многих пугает: страх перед возможными недостачами иногда даже вынуждает отказаться от перспективного в карьерном плане рабочего места.

Давайте разберемся, какой бывает материальная ответственность, за что и в каком объеме отвечает сотрудник аптеки, какие законы регулируют ответственность фармацевтических кадров за вверенные им материальные ценности.

Материальная ответственность – это обязанность одной стороны трудового правоотношения (работника или работодателя) возместить ущерб, причиненный ею другой стороне неисполнением или ненадлежащим исполнением стороной возложенных на нее трудовых обязанностей.

Не всегда материальная ответственность сотрудников оформляется отдельным договором. Пункт об этом может быть внесен в трудовой договор (индивидуальный или коллективный), а конкретизироваться случаи наступления материальной ответственности могут отдельным дополнительным соглашением к нему.

Материальная ответственность работников аптеки

В России широко используются два вида материальной ответственности работников – ограниченная и полная. В первом случае размер возмещения ущерба ограничен по отношению к зарплате сотрудника и составляет определенный процент от его среднего заработка. Как правило, на возмещение ущерба уходит до трети заработка работника.
При полной материальной ответственности работник обязан в полном объеме возместить ущерб, независимо от уровня своего дохода. Случаи, когда наступает полная материальная ответственность, строго оговорены действующим Трудовым Кодексом (ст.243):

  1. когда заключен договор о полной материальной ответственности;
  2. в случае недостачи ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  3. при умышленном причинении ущерба;
  4. при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  5. при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  6. при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  7. при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную);
  8. при причинении ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Договор о полной материальной ответственности заключается письменно, в двух экземплярах. Один отдается на руки работнику, второй хранится в офисе работодателя.

Материальная ответственность сотрудников аптеки регулируется не только трудовым законодательством. Федеральный закон от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает повышенную ответственность при недостаче, умышленной порче или хищении наркотических и психотропных лекарственных средств.

Если доказан факт неисполнения или ненадлежащего исполнения фармацевтом или провизором своих должностных обязанностей, что привело к недостаче или порче препаратов, сотрудник аптеки будет обязан возместить ущерб в 100-кратном размере.

В наши дни коллектив аптеки редко ограничивается одним человеком, и материальная ответственность сотрудников носит, как правило, коллективный характер. Договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между работодателем и всеми сотрудниками аптеки – заведующим, сотрудниками первого стола, технологами, кассирами и т.д. – теми, кто имеет непосредственное отношение к приемке, хранению и отпуску товара. Применяется этот тип договоров в том случае, если ответственность невозможно разграничить по отдельным сотрудникам.

Если возникла недостача

К счастью, недостачи в аптечных организациях по вине работников случаются значительно реже, чем в других отраслях сферы торговли. Сказывается более высокий образовательный уровень кадров, привычка к социальной ответственности, высокий уровень дисциплины и самодисциплины. Что делать, если недостача все-таки появилась?

Помните: все взыскания должны быть обоснованы! Любой материальный ущерб может и должен быть доказан: в аптечном учреждении проводится ревизия, и недостача материальных ценностей должна быть оформлена актом. С актом расхождений должны быть ознакомлены под роспись все материально ответственные сотрудники аптеки.

Возмещение ущерба может быть добровольным – если вы с недостачей согласны или не хотите портить свою репутацию судебными разбирательствами. В случае если сотрудник не согласен покрыть убытки, работодатель вправе обратиться в суд. Сделать это он может в течение трех лет со дня выявления причиненного по вине работника ущерба. Отправится дело в суд и в том случае, если сотрудник согласен компенсировать потери аптеки, но не сделал этого в течение месяца.

В ряде случаев материальной ответственности можно избежать:
Материальная ответственность не наступает, если ущерб возник в случаях: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости, необходимой обороны, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий по хранению имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ).

Персонал аптеки материально отвечает не только за товар на полках и деньги в кассе, но и за вверенное ему имущество компании: оплатить из своего кармана придется и сломанный стул, и разбитую по неосторожности витринную полку. Не может быть взыскана только упущенная прибыль – все остальные убытки, если вина работника доказана, придется возместить.

В настоящее время постоянные недостачи – болезнь аптек с открытой формой выкладки товара. В большинстве случаев их можно предотвратить: о том, как обезопасить товар от посягательств нечестных покупателей, мы уже писали.

Предупредить недостачу можно и в том случае, если она вызвана недовозом товара от поставщика. Задача сотрудника аптеки в такой ситуации – как можно быстрее сообщить на склад (или в офис) оптовой компании о недопоставке и составить акт расхождений. Стоимость недопоставленных медикаментов минусуется с оплаты по конкретной накладной согласно этому акту, либо отсутствующие позиции довозятся и приходуются в аптеке.

Материальная ответственность работодателя

Не только персонал аптеки финансово отвечает перед работодателем – у ваших биг-боссов тоже есть обязанности, вследствие неисполнения которых возникает материальная ответственность. Перечень случаев возмещения работнику материального ущерба приведен в Трудовом Кодексе. Должны быть возмещены:

  1. материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения работника возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
  2. ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235 ТК РФ);
  3. ущерб вследствие задержки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
  4. моральный вред (ст. 237 ТК РФ).

Согласно действующему законодательству, размер ущерба исчисляется по рыночной стоимости на день его причинения. Если пострадало имущество работника, то с его согласия ущерб может быть компенсирован в натуральном выражении. Типичный пример – порча вещей работника во время ремонта в помещении аптеки. Ваше пальто забрызгано неумелыми малярами? Отвечает работодатель: вы можете требовать оплату услуг химчистки, а если отчистить невозможно — то новое пальто или рыночную стоимость пострадавшей вещи.

Задержка выплаты зарплаты не слишком бьет по карману работодателя. Ему придется выплатить ваш заработок со смехотворными процентами: сумма денежной компенсации в процентах составляет 1/300 от действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Это минимум, но есть ли в России хоть один работодатель, платящий больше, чем положено по закону?

К сожалению, мало кто из нас отваживается требовать соблюдения своих прав. Мы боимся искать справедливости, ведь на деле она часто оборачивается увольнением (причина всегда найдется) и последующими трудностями с трудоустройством – кому нужны несговорчивые конфликтные работники?

Проблемы легче предупредить, чем устранить их последствия. Устраиваясь на работу, поинтересуйтесь: почему возникла вакансия? По какой причине ушел ваш коллега? Доверьтесь интуиции: если ответы работодателя кажутся вам неискренними, то это не ваше рабочее место.

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Безупречный сервис в аптеке: помещение и персонал
  2. Контрольно-кассовая техника в аптеке
  3. Безупречный сервис в аптеке: перспективные направления
  4. Спрос в аптеке: виды и специфика
  5. Заказ товара в аптеке

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на http://pharm-business.ru/quality/646

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2017 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru