Первая помощь в аптеке

Домашняя аптечка, Правовые основы Комментарии

Хорошо, когда трудовые будни спокойны… Довольные благодарные посетители, доброжелательные и внимательные коллеги, горячий чай с конфетами в обеденный перерыв – приятная у нас работа! Но иногда случаются ЧП: в торговом зале внезапно прихватило сердце у постоянной покупательницы, за окном на оживленной улице произошло ДТП с пострадавшими, гуляющего поблизости ребенка укусила собака – мало ли, что может случиться! В чрезвычайной ситуации любой аптечный сотрудник – прежде всего медицинский работник, способный оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

Оказание первой медицинской помощи – законодательно закрепленная функция для всех типов аптечных учреждений, от киоска до магазина. Мы не просто имеем право, но обязаны помочь любому обратившемуся человеку. В экстренных случаях помощь должна оказываться бесплатно, а в аптеке должна иметься коллективная аптечка первой помощи, как и в любой другой организации. Состав такой аптечки регламентируется муниципальными органами власти, а ее наличие, качественный и количественный состав медикаментов в любой момент может проверить контролер из Государственной инспекции труда.

К примеру, в Москве состав коллективной аптечки первой помощи определен Распоряжением правительства Москвы от 29 декабря 2000 г. № 1292-РП и включает в себя перевязочные материалы, средства для обработки ран и ожогов, обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые препараты, средства при болях в сердце, простейшие медицинские предметы – ножницы, жгут для остановки кровотечения, термометр и т.д. Аптечку можно составить самостоятельно, а можно купить – для аптек подходит вариант, собранный по Приложению № 2 к вышеуказанному документу (для предприятий торговли и питания). Перечень минимален, но в критической ситуации сотрудник аптеки легко расширит его, пользуясь имеющимися в продаже медикаментами.

Мало иметь аптечку первой помощи, важнее в чрезвычайной ситуации не растеряться и суметь правильно ее использовать. Конечно, всех нас обучали оказывать помощь, но скажите честно: помните ли вы лекции педагогов? Обращение за помощью в аптеку – достаточно редкое явление, а наша память не совершенна, и почти не используемая информация со временем стирается. Помните главные принципы оказания первой помощи? Это обеспечение безопасности, физического и психологического комфорта, предотвращение осложнений у пострадавшего. Вот несколько памяток, которые можно распечатать и, при необходимости, обращаться к нашим простым инструкциям.

Правила оказания первой помощи в аптеке

Первая помощь: как остановить кровотечение

Ваши действия будут зависеть от типа кровотечения у пострадавшего, но есть общее правило: во время оказания доврачебной помощи при проникающих ранениях инородное тело из раны (к примеру, нож) извлекать нельзя. Выполнив ниже описанные манипуляции, обязательно вызовите скорую.

Артериальное кровотечение – самое опасное: ярко-алая кровь фонтанирует, струя пульсирующая. Не мешкайте, пострадавший может попросту истечь кровью. Для остановки кровотечения приподнимите поврежденную конечность, пережмите артерию пальцами правой (если вы левша – то левой) руки выше раны и наложите жгут.

Венозное кровотечение: кровь темно-красная, струя постоянная, медленная. Используйте стерильные салфетки, затем наложите давящую повязку. При сильном венозном кровотечении можно прижать кровеносный сосуд ниже раны к подлежащей кости, использовать жгут не рекомендуется.

Капиллярное кровотечение: кровь сочится по всей поверхности неглубокой раны или ссадины. Для остановки пригодится перекись водорода. Затем забинтуйте рану или используйте пластырь, можно использовать и клей БФ-6.

При носовом кровотечении усадите пострадавшего (голова должна быть немного наклонена вперед) и обеспечьте доступ кислорода. Смочите стерильную салфетку холодной водой – ее кладут на переносицу, слегка сжимая носовые пазухи к перегородке. Далее – командуйте пострадавшему: 10-15 минут стоит дышать ртом, не кашлять, не сморкаться и не разговаривать.

Внутреннее кровотечение не всегда легко распознать. Типичные признаки – отхаркивание крови (кровь в мокроте), бледность, синюшность кожных покровов, поверхностное дыхание и нарастающая одышка, общая слабость, потливость, головокружение. Оно может быть следствием травмы (падение с высоты, ушиб, ранение) или симптомом серьезного заболевания внутренних органов (туберкулез, рак, гнойные процессы, пороки сердца и т.д.). При первом же подозрении на кровотечение в грудную или брюшную полость срочно вызовите скорую помощь. До приезда бригады уложите пострадавшего (если негде – то хотя бы разместите его в положении полусидя) и сделайте холодный компресс на предполагаемую область кровотечения.

Как остановить кровотечение разных типов

Приступ эпилепсии

Судорожный приступ может застать страдающего этим недугом где угодно – в том числе и в аптеке. Помните: во время приступа больной не осознает происходящее и не испытывает боль. Схема ваших действий:

  1. Не пытайтесь сдерживать судороги, насильственно разжимать зубы и что-либо спрашивать у больного.
  2. Если место, где начался припадок, не несет опасности для больного, не стоит его перемещать.
  3. Уложите больного на ровную поверхность, подложите под голову что-то мягкое. Освободите тело от сдавливания – расстегните одежду, ослабьте ремень.
  4. Поверните голову больного на бок, чтобы предотвратить попадание слюны в дыхательные пути и западание языка.
  5. Если судороги длятся более 5 минут или вы заметили, что больной задыхается, вызовите скорую помощь.
  6. Не отпускайте больного сразу после судорожного приступа – предложите ему посидеть 20-30 минут и придти в себя. Это очень важно, поскольку последствием эпилептических припадков является сильная слабость и спутанность сознания.

Как оказать помощь при приступе эпилепсии

Первая помощь: внезапная потеря сознания

  1. Проверьте, жив ли пострадавший. Для этого определите наличие сердцебиения и пульса (в районе сонной артерии), дыхания (визуально или с помощью зеркала), реакции зрачков на свет (фонарик или кратковременное заслонение глаз рукой).
  2. Уложите пострадавшего на спину. Под голову ничего подкладывать не нужно – она должна быть на одном уровне с телом во избежание оттока крови к конечностям.
  3. Обеспечьте доступ кислорода. Не позволяйте толпиться вокруг больного сердобольным помощникам и зевакам, расстегните воротник одежды, включите кондиционер или вентилятор.
  4. Восстановлению сознания может способствовать простейший болевой раздражитель — легко похлопайте пострадавшего по щекам.
  5. Используйте раствор аммиака как стимулятор дыхательного центра: одной рукой прикройте пострадавшему рот, второй поднесите ватку, смоченную нашатырем, к носу.
  6. Если все вышеперечисленное не возымело эффекта, срочно вызовите скорую помощь, пояснив при этом, что может потребоваться помощь реаниматолога и кардиолога.

Чтобы вызвать помощь с мобильного телефона, воспользуйтесь номером экстренного вызова 112. Этот номер единый для всех регионов России, его поддержку обеспечивают все операторы сотовой связи, работающие в стандарте GSM.

Иногда первая помощь может быть и консультативной. Часто серьезные заболевания выявляются именно в аптеке, когда страдающий от боли покупатель рассказывает о своем недомогании. Типичный пример – выявление аппендицита: часто больные обращаются в ЛПУ именно по рекомендации фармацевта, уточнившего локализацию боли и посоветовавшего не только лекарственные средства, но и посещение врача. При боли в животе, возникающей после приема пищи, предложите покупателю посетить гастроэнтеролога; при отечности и тяжести в ногах порекомендуйте консультацию флеболога; при укусах животных (даже домашних) настоятельно посоветуйте обратиться в травмпункт, объяснив возможные последствия подобных травм.

С одной стороны аптека – торговая организация, с другой – учреждение здравоохранения. Жесткой законодательной регламентации того, как и в каком объеме должна быть оказана первая медицинская помощь в аптеке, не существует. Не пытайтесь подменить собой врача: ваша задача – оказать первую доврачебную помощь и обеспечить скорейшую транспортировку больного в ЛПУ (вызвать скорую), а не назначать какие-либо лекарства или вправлять вывихи. А самое главное — в погоне за прибылью не забывайте о милосердии: не отказывайте в бесплатной помощи тем, кто в ней нуждается.

Алёна Славкина

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Автоаптечки нового образца: ватно-марлевая помощь на дороге
  2. В Томске была создана первая социальная сеть для детей с инвалидностью
  3. Компьютерные технологии в помощь медикам
  4. Фитотерапия в помощь диабетику
  5. Соблюдение правил хранения в аптеке

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на http://pharm-business.ru/therapy/medicine-chest/1476

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2017 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru