Идеальный фармацевт: каким его видит работодатель?

Секреты мастерства Комментарии

Театр начинается с вешалки, а аптека – с фармацевта. Основа любого бизнеса, в том числе аптечного, – люди. От способностей, активности, образованности и других качеств фармацевта-первостольника зависит объем продаж, конкурентоспособность аптеки и уровень потребительского доверия.

Руководитель и покупатель воспринимают первостольника совершенно по-разному и выставляют к нему порой абсолютно противоположные требования. Сегодня мы поговорим о том, каков идеальный фармацевт с точки зрения директора аптечного предприятия и акцентируем внимание на качествах, которыми должен обладать настоящий профессионал своего дела.

Аптечной сети требуется фармацевт (провизор). Требования к соискателям: профильное образование, сертификат, мед. книжка, коммуникабельность, доброжелательность, внимательность, добросовестность, обучаемость, аккуратность, владение техниками продаж, грамотная речь.
(Объявление о вакансии, портал www.rabota.ru.)

Еще совсем недавно, несколько лет назад, в объявлениях о приеме на работу фармацевтов и провизоров доминировали всего два пожелания: профильное образование и отсутствие вредных привычек. Сегодня требования работодателей существенно расширились: им нужен аккуратный, общительный и добросовестный работник. Просмотрев множество объявлений о вакансиях, я составила перечень качеств первостольника, ценных для руководителя аптеки.

Контактность, коммуникабельность, обаяние

Хамство, задиристость, неумение держать себя в руках несовместимы с образом идеального фармацевта. В торговом зале аптеки не должно быть ни шумных скандалов, ни выяснений отношений с посетителями – покупатели должны быть довольны. А довольны посетители – доволен и руководитель.

Умение найти общий язык с любым клиентом – вальяжным бизнесменом, замотанной домохозяйкой, плохо обеспеченной старушкой, считающим копейки бомжом – обязательное качество для хорошего фармацевта. Коммуникабельность и умение ладить пригодятся и в коллективе: неуживчивые и вздорные сотрудники вряд ли задержатся надолго.

Компетентность, образованность и обучаемость

Как известно, образование и образованность – понятия нетождественные. Мне доводилось встречаться на собеседовании с провизорами, не имеющими представления о том, что такое гекситидин и для чего применяется кетопрофен. В то же время видела я и экономиста, знающего наизусть справочник Машковского и легко ориентирующегося во всем многообразии современных лекарственных средств.

Фармацевтика – одна из самых быстро развивающихся отраслей: ежемесячно регистрируются сотни новых препаратов и БАДов. Хороший фармацевт успевает усваивать информацию о инновационных лекарственных средствах, следит за новинками парафармацевтики и с удовольствием делится своими знаниями, как с покупателями, так и с коллегами.

Для успешной работы аптечному сотруднику недостаточно профильных знаний. Иногда требуются умения психолога, иногда – менеджера, в другой ситуации – юриста. Большинство крупных аптек уже компьютеризированы, и знание современных информационных технологий вкупе с навыками пользователя сети Интернет фармацевту необходимы. Очень часто работодатель желает принять на работу специалиста со знанием английского языка.

Расторопность, выносливость, скромность

Хороший фармацевт все успевает: принимать товар, вести внутреннюю документацию, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, следить за правильностью выкладки, общаться с медицинскими представителями компаний-производителей, поддерживать безупречный внешний вид. Причем все это делается не в ущерб работе с покупателями – главной обязанности первостольника.

Физическая выносливость современному фармацевту необходима ежесекундно: часто продолжительность смены составляет 12 и более часов, и почти все это время первостольник на ногах. Важен и крепкий иммунитет – часто пациенты демонстрируют особенности своего кашля прямо в окошко…

Вспомним и о том, что скромность украшает. Идеальный фармацевт не требует слишком много от своего руководства. Он не отказывается заменить заболевшего коллегу, поработать сверхурочно и не шантажирует начальство заявлениями об уходе.

Статистика портала SuperJob.ru:
• на одну вакансию провизора/фармацевта приходится четыре резюме кандидатов;
• 77% всех кандидатов составляют женщины;
• лишь 40% соискателей имеют высшее профильное образование;
• в условиях кризиса количество предложений снизилось всего на 10% (в других сферах – до 70%).

Точность и аккуратность

Никто не любит, когда сотрудники опаздывают – ни заболевшие посетители, ни руководство. Особенно это касается первостольников. Установленный график работы должен строго выполняться – от этого во многом зависит уровень потребительского доверия аптеке.

Внешний вид фармацевта должен соответствовать имиджу организации: если руководство ввело обязательное ношение униформы, приказ един для всех. Безупречно отглаженный халат, всегда чистые руки, точные выверенные движения – отличия настоящего профессионала.

Честность, порядочность, преданность аптеке

Как ни странно, недостачи в аптечном бизнесе встречаются ничуть не реже, чем в торговле другими товарами – продуктами питания или одеждой. К счастью, сегодня повсеместно внедряется система компьютерного учета товарных остатков, и проблема нестыковки фактических данных с плановыми постепенно теряет свою остроту. Порядочный и честный фармацевт не только сам не станет предпринимать каких-либо действий во вред аптеке, но и не позволит это делать своим коллегам.

Идеальный фармацевт – хороший продавец

Как уже говорилось выше, основная обязанность первостольника – работа с людьми. Какое-либо конкретное лекарственное средство спрашивает от силы треть от общего числа покупателей. Вместо вопроса о наличии препарата обычно звучат жалобы: болит зуб, болит голова, расстроился желудок, ослаб иммунитет, течет нос, появился кашель и так далее. Аптечный сотрудник слушает и предлагает те или иные препараты, различные по цене и производителю. Идеальный (с точки зрения руководителя) фармацевт умеет грамотно предложить лучшие, и (желательно) дорогие препараты. Умелая презентация товара – один из высших показателей профессионализма!

Хороший фармацевт видит всю глубину проблемы клиента и предлагает дополнительные пути ее решения. К примеру, почему бы не посоветовать простудившемуся покупателю, в дополнение к традиционным средствам от жара и простуды, купить пачку витаминов, пару флаконов сиропа шиповника, ингалятор с набором эфирных масел или что-то еще? У вас покупают таблетки для похудения – предложите к ним пояс или антицеллюлитные шорты. Спрашивают драмину? Предложите крем для загара и д-пантенол, не ошибетесь!

Довольны в таком случае останутся все. Покупатель чувствует заботу и радуется, что ему напоминают о нужном, предвосхищая его вопросы. Руководитель рад, что средняя стоимость покупки, как и оборот аптеки в целом, растет, а число клиентов увеличивается. Фармацевт тоже не останется внакладе – его труд заметят и оценят, и первостольник обязательно получит прибавку к зарплате или премию.

Любовь к людям и к своей профессии

Человеколюбие – важнейшее качество первостольника. Догадываюсь, как сейчас ухмыльнулись некоторые читатели: «Да их невозможно любить! Ноющая человеческая масса!» Если вы так считаете и пришли в фармацевтику исключительно ради денег, срочно смените работу. В мире есть масса профессий ничуть не меньше оплачиваемых, где вам не придется иметь дело с людьми.

Не менее важны терпимость и доброжелательность. Посетители аптек часто бывают раздраженными, нервничают. Это неудивительно: у них проблемы со здоровьем, провоцирующие законный страх за свое будущее, часто – желание выплеснуть эмоции. Задача фармацевта – развеять страхи, помочь, посочувствовать, предложить эффективное лекарство. Пригодится тут и умение сопереживать – поставить себя на место обратившегося посетителя.

Как видите, идеал достижим и профессионализм – это всего лишь совокупность качеств. Работайте над собой, и вы сможете стать незаменимым сотрудником. Любить и ценить свою профессию, ощущать социальную значимость своего труда, работать с максимальной самоотдачей – это так легко, когда фармация – призвание!

Автор — Алена Славкина, полная версия статьи опубликована в журнале «ЛедиВита» за март-апрель 2009 года

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Идеальный фармацевт: каким его видит покупатель? Терпение и имидж все перетрут
  2. Идеальный фармацевт: каким его видит покупатель? Компетентный и отзывчивый профессионал
  3. Как не нужно работать, или 10 типичных ошибок первостольника
  4. Большие проблемы маленькой аптеки. Часть 2
  5. Чего хотят покупатели аптеки? Часть 1

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на http://pharm-business.ru/mastery/128

Комментарии к “Идеальный фармацевт: каким его видит работодатель?”

  1. kaira пишет:

    «Статистика портала SuperJob.ru:
    • на одну вакансию провизора/фармацевта приходится четыре резюме кандидатов;» — а в другой публикации говорится о нехватке кадров.
    Я почти идеальный провизор :) :) :)

  2. Елена пишет:

    К сожалению, зарплата первостольника далеко не так идеальна,как нарисованный выше портрет

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2017 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru