Утилизация и списание в аптеке

Организация бизнеса Комментарии

Если вам говорят, что у хороших фармацевтов не бывает списаний, не верьте. В работе любой аптеки неминуемы ситуации, когда тот или иной препарат приходит в негодность – у него истек срок годности либо он испорчен в результате форс-мажорных обстоятельств. Забраковать препараты может и контролирующая инстанция при проведении плановой проверки. От пожара, залития, противоправных действий третьих лиц, например, «расшалившихся» покупателей, мы можем лишь застраховаться, что не спасает от необходимости утилизации испорченного товара. Как все сделать правильно?

Основной документ, определяющий порядок и уточняющий основания для списания и уничтожения лекарственных препаратов в российских аптеках – Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ. Его положения применяются с 2010 года.

Изъятие ЛС из оборота

Статья 59 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» гласит: «Недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Подлежат уничтожению и контрафактные лекарственные средства, но основанием для их списания и дальнейшей ликвидации является только решение суда. Иными словами, пока нет документа, в соответствии с которым препарат признан контрафактным, он будет числиться на балансе аптеки – закону это не противоречит.

Этот же закон дает четкие определения фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Так, фальсификатом будет считаться препарат, сопровождаемый ложной информацией о его составе и (или) производителе, а недоброкачественное лекарственное средство – это ЛС, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо (в случае ее отсутствия) требованиям нормативной документации или нормативного документа. Из этого следует, что препараты с истекшим сроком годности или утратившие потребительские свойства относятся к недоброкачественным, они должны быть списаны и уничтожены.

Стоит уточнить один момент: лекарственные средства не могут быть утилизированы. Утилизация предполагает дальнейшее использование некачественных и испорченных продуктов или материалов не по прямому назначению (ст. 1 ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»), а лекарственные средства, списанные из аптеки, подлежат уничтожению. Все расходы, связанные с уничтожением контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, возмещаются их владельцем – предпринимателем или организацией, ведущими свой бизнес на основании лицензии на фармацевтическую деятельность.

Порядок изъятия из гражданского оборота и уничтожения лекарственных средств устанавливает Правительство Российской Федерации. Функции контроля за исполнением законодательства по уничтожению лекарственных препаратов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Для списания препаратов с истекшим сроком годности или испорченных достаточно решения их владельца или уполномоченного им лица – заведующей аптечной организацией. Фальсификат и контрафакт изымается из продажи по решению суда или соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Владельцу препаратов, то есть аптеке, со дня вынесения решения ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития дается 30 дней на его исполнение. За этот период нужно обязательно сообщить о принятых мерах.

В случае несогласия с решением об изъятии и уничтожении лекарственных средств предприниматель должен письменно сообщить о своем несогласии с ним. На практике делать это бессмысленно – если контролирующий орган принял решение об изъятии и уничтожении, для этого имелись веские основания, спорить с которыми выйдет себе дороже. Игнорировать решение федеральной службы нельзя: при отсутствии реакции ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития обратится в суд.

Правила уничтожения лекарственных средств

Когда в нашей отрасли не было столь жесткого контроля со стороны государства, фармацевты рассказывали друг другу страшные истории о том, куда девают просрочку. К сожалению, публикации о бомжах, находивших на свалке упаковки лекарственных средств, основывались на реальных фактах. Обеспокоенные судьбой бездомных, перебирающих мусор на контейнерных площадках, некоторые аптеки в буквальном смысле сливали недоброкачественные лекарственные средства в канализацию, отправляя на свалку лишь пустые пузырьки, картонные вторички и битые ампулы. Сейчас за уничтожением лекарственных средств пристально наблюдают и контролирующие органы, и общественность.

Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674 утверждены «Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств». Этот документ определяет порядок уничтожения всех лекарственных средств, кроме наркотических и их прекурсоров, а также психотропных и радиофармацевтических ЛС.

Ликвидировать лекарственные средства имеют право организации, получившие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности. Уничтожение производится на специально оборудованных для этого площадках и полигонах, либо в надлежащим образом оборудованных помещениях, где обеспечивается соблюдение жестких требований по охране окружающей среды.

Препараты передаются организации-ликвидатору по договору. По факту уничтожения лекарственных средств оформляется акт, в котором должны быть указаны следующие данные:

  1. Дата уничтожения;
  2. Место, где производилась ликвидация лекарственных средств;
  3. ФИО, места работы и должности сотрудников, принимавших участие в ликвидации препаратов;
  4. Причина уничтожения;
  5. Способ ликвидации;
  6. Количество уничтоженных ЛС;
  7. Подробные сведения о ликвидированных ЛС: наименование, производитель, серия, дозировка, единицы измерения, лекарственная форма, описание их тары или упаковки;
  8. Данные о владельце уничтоженных ЛС – полное наименование организации либо индивидуального предпринимателя.

Важно обратить внимание на наличие всех вышеперечисленных данных в акте, так как их отсутствие может быть истолковано контролирующими органами не в пользу аптеки. Дата составления акта должна быть той же, что и дата уничтожения лекарственных средств. Составленный акт заверяется печатью уничтожающей организации, без которой этот документ не имеет юридической силы.

Оригинал акта об уничтожении лекарственных средств или его заверенную копию необходимо представить в ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в течение 5 рабочих дней со дня его составления.

Владелец препаратов (представитель аптеки) может и не присутствовать при уничтожении. В этом случае организация, осуществившая уничтожение, отправляет акт или его заверенную копию на юридический адрес аптеки в течение 5 рабочих дней со дня ликвидации.

А как же быть, если подлежат списанию и уничтожению наркотические ЛС? Ведущим документом, на основании которого производится уничтожение препаратов этой группы, является Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» (в ред. от 10.03.2009 г.).

Рекомендую также следующие статьи:

  1. Новое в работе с наркотическими и психотропными
  2. Очередь в аптеке: пережиток прошлого или суровая реальность?
  3. Соблюдение правил хранения в аптеке
  4. Спрос в аптеке: виды и специфика
  5. Контрольно-кассовая техника в аптеке

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/organizaciya-biznesa/1679

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2024 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru