Формы торговли в аптеке: закрытые витрины или открытая выкладка товара?

Секреты мастерства Комментарии

Развитие фармбизнеса в России за последние два десятилетия выявило устойчивую тенденцию к расширению и увеличению количества аптечных учреждений. При этом более 60% из них находятся в частной собственности (ИП, коммерческие организации) и широко используют открытую форму продажи. Благодаря прибыльности (за счет больших оборотов) розничные расценки на лекарства в таких аптеках невысоки. Несмотря на некоторые ограничения деятельности (отсутствие производственных отделов, запрет на право отпуска наркосодержащих препаратов), дела у них идут неплохо, и открытая форма выкладки товара используется все шире и шире.

Формы торговли в аптеке: закрытая выкладка товара

Закрытая выкладка товара

Традиционная аптека: фармацевт спрятан за стеллажами с медикаментами, отпуск товара производится через окошко.

Как и всякий коммерческий продукт, открытая форма предложения товара (т. н. открытая выкладка) потребителю помимо очевидных достоинств имеет и недостатки, причем во многом субъективного характера. В связи с этим, на мой взгляд, уместно рассмотреть как плюсы, так и минусы этой модели с тем, чтобы понять, как повысить уровень обслуживания потребителя.

К несомненным достоинствам открытой выкладки товара относится современное, яркое оформление торговых помещений. Грамотная, просторная планировка торгового зала не позволяет образовываться очередям даже при ограниченном количестве кассовых аппаратов. Соблюдение элементарных правил мерчандайзинга дает покупателю первичную, побудительную информацию к покупке, ведь не секрет, что многие люди стесняются открыто говорить о своих болезнях и предпочитают покупать лекарства, самостоятельно сделав предварительный выбор.

Формы торговли в аптеке: открытая выкладка товара

Открытая выкладка товара

Здесь весь товар выложен открыто: фармацевтам придется "попотеть", чтобы уследить за всем этим изобилием, и при этом успеть помочь покупателям сделать выбор

В этом случае очень важен высокий профессиональный уровень персонала, ведь после тактичной, грамотной консультации покупатель может сделать выбор в пользу пусть недешевого, но более эффективного препарата нового поколения, а также приобрести сопутствующие фармацевтические средства для комплексного применения.

Большим подспорьем для увеличения объемов продаж, а в конечном итоге — в продвижении на рынок новых и более эффективных препаратов, являются различные системы скидок и бонусов для постоянных клиентов или потребителей тех или иных брендов.

Важную роль в этой работе играет тесное сотрудничество с представителями крупных фармацевтических компаний, которые «из первых рук» предоставляют покупателям и персоналу аптеки самую свежую информацию о предлагаемых препаратах.

Как правило, хорошо организованная и активная работа в торговом зале развивает у фармацевтов и провизоров интерес к фармацевтической периодике и изучению специальной литературы, поскольку каждому специалисту в течение рабочего дня приходится отвечать на сотни различных вопросов.

В рамках публикации невозможно кратко изложить все положительные стороны этой формы обслуживания, такие как широкий ассортимент, удобное расположение сетевых аптек в современном мегаполисе. И хотя в целом открытая форма продажи на сегодняшний день оценивается как наиболее динамичная и прогрессивная, следует отметить и некоторые трудности, возникающие при ее реализации.

Формы торговли в аптеке: смешанная выкладка товара

Открытая выкладка товара при смешанной форме торговли

Посмотрите: здесь дорогостоящая медтехника спрятана за закрывающимися стеклянными дверцами, а товары обычного ассортимента доступны покупателям для самостоятельного выбора

Большой проблемой для всех аптечных учреждений с открытой выкладкой товара является организация сохранности товара в торговом зале. Аптеки открытой формы приходится оснащать автономными системами охраны (магнитные полосы на товаре, видеокамеры), необходимо присутствие сотрудников охранных фирм. Очень важны также тщательный подбор персонала, организация грамотной планировки зала (просматриваемость пространства).

Вышеперечисленные меры являются основными и требуют значительных финансовых затрат, они во многом зависят от работы менеджеров, сотрудников сервисных служб и работников отдела кадров, так как не могут быть решены на уровне аптечного учреждения.

Нельзя также не упомянуть о такой «болезни» сетевых аптек, как текучесть кадров. Неудобный график работы (12 -14 часов), ночные смены в круглосуточных аптеках, тяжелые в психоэмоциональном плане условия труда, высокие требования к соискателям отпугивают многих потенциальных работников.

Несмотря на все это, при грамотной организации и использовании всех преимуществ, открытая форма продажи (открытая выкладка товара) становится действительно эффективной, отражающей сущность фармацевтической деятельности, для которой главное — пациент и поддержание его здоровья.

Автор — Кулешова Людмила Алексеевна, директор аптеки «Доктор Столетов»

Не найдено похожих статей.


При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/mastery/55

Комментарии к “Формы торговли в аптеке: закрытые витрины или открытая выкладка товара?”

  1. Елена пишет:

    В открытых возможно и продаж больше, но не надо забывать о кражах препаратов и т.д. А затем на сотрудниках все это списывается. Я только за выкладку закрытую.

  2. Настя пишет:

    Извините,а кто-нибудь знает что значит «категория аптеки»???

  3. Провизор пишет:

    В России юридически понятия «категория» применительно к аптекам нет, а вот в Казахстане по объему и виду фармацевтической деятельности аптеки подразделяются на три категории.

    Наш, российский, аналог — разделение на киоски, пункты, аптечные магазины и аптеки.

  4. Ольга пишет:

    Скажите пожалуйста,у нас открытая выкладка. витрины должны заставлены муляжами или истинными товарами?есть какой нибудь приказ который говорит о том что нельзя ставить сплошные муляжи на витринах? с уважением сотрудник аптеки Доктор Столетов

  5. Провизор пишет:

    На открытых витринах может быть весь безрецептурный отпуск, запрещено выставлять открыто только то, что отпускается по рецепту. Приказов, регламентирующих количество муляжей, не существует — в каждой аптеке этот вопрос решается самостоятельно. У нас обычно дорогостой убирают за стекло под ключ, остальное лежит в свободном доступе.

  6. Ольга пишет:

    а у нас сплошные муляжи.трудно так нам работать,постоянно бегать и искать целостность упаковки

  7. Зарина пишет:

    как правильно называется аптека открытой формы продаж?

  8. Провизор пишет:

    Аптека с открытой выкладкой, но это скорее традиционное название. А юридически это может быть отлицензировано и как аптека, и как аптечный пункт — зависит от целей предпринимателя и собранного пакета документов.

  9. Маргарита пишет:

    Как снять с себя ответственность за кражу с открытых витрин?

Оставьте отзыв

Я не робот
© 2009-2024 Фарм-бизнес: современная аптека
RSS записей RSS комментариев Войти

При цитировании необходимо разрешение автора и активная индексируемая ссылка на pharm-business.ru