В России, при поддержке Президента, полным ходом идет модернизация. Внедряются инновационные способы производства, развиваются нанотехнологии и робототехника, строится наукоград Сколково. Могут ли аптеки остаться в стороне от научно-технического прогресса?
Аптека в 21 веке
Информационный век предоставляет фармацевтическому бизнесу новое поле для расширения деятельности – сеть Интернет. Именно там есть самое важное для успешной работы любой аптечной организации – платежеспособные клиенты, заинтересованные в покупке качественных лекарственных средств с максимальным удобством для себя. Задача современной аптеки – привлечь эту категорию потребителей и удержать их, при помощи прогрессивного сервиса и дополнительных услуг.
Интернет-аптека начинается не с покупки сайта. Первым шагом является лицензирование, причем нормативной базы для удаленных продаж лекарственных средств в нашей стране пока нет, и лицензировать онлайн-аптеку придется так же, как и обычную. То есть необходимо должным образом оборудованное помещение, штат профессионалов-сотрудников, документы Роспожарнадзора и СЭС и т.д. Поэтому аптеки в Интернет, как правило, являются не отдельно существующим бизнесом, а продолжением обычной фармацевтической организации.
Интернет позволяет организовать постоянное взаимодействие с покупателем в режиме онлайн – для этого аптеке требуется обзавестись собственным сайтом. Для решения этой проблемы лучше обращаться к IT-специалистам: они помогут подобрать красивое доменное имя, выберут стабильный и надежный хостинг, разработают удобную для посетителей структуру сайта, наполнят его информацией.
Каким должен быть сайт Интернет-аптеки?
Фактически сайт является полноценным структурным подразделением вашей аптеки. И первое, чем отличается хорошая онлайн-аптека, это информационное наполнение проекта. Возможности мировой паутины по размещению информации почти безграничны: аптечный сайт легко вмещает в себя весь ассортимент, а дополнить скучный посетителю перечень фармпрепаратов можно их изображениями, аннотациями, статьями, отзывами и т.д. Пользователи сети любят удобство и комфорт: шрифт, размер и вес изображений, цветовое оформление и дизайн не должны отталкивать, поиск по каталогу лекарственных средств должен быть продуман и не отнимать много времени, дополнительные материалы легко доступны со странички нужного препарата.
Второе слагаемое успешного интернет-проекта – удобный сервис заказа лекарственных средств. Сайт – это виртуальная витрина: клиент выбирает нужные товары, складывает их в персонализированную корзину, оплачивает покупку и ждет доставку. Формы онлайн-заказа должны быть простыми в использовании. Не стоит требовать ввода лишней информации от клиента; сложные сервисы редко удерживают внимание посетителя надолго – он просто уйдет туда, где легче заказать нужный товар.
Организовать удобную для посетителей систему оплаты товара не так сложно, как кажется на первый взгляд. Оплата может быть реализована при помощи сервисов электронных денег (Webmoney, ЯндексДеньги), или же покупателям может быть предоставлена возможность оплатить заказ пластиковой картой. Интернет-клиентов привлекают бонусы – откройте каждому из них персональный пользовательский счет и начисляйте некоторую сумму за каждую покупку, дарите подарки к праздникам – пусть виртуальные, но от этого не менее приятные – и они будут заинтересованы в сотрудничестве только с вашей аптекой.
В хорошей Интернет-аптеке всегда предусмотрена возможность заказа препаратов с доставкой на дом. Обычно это курьерская доставка или доставка специальной почтой, поскольку традиционная почтовая связь налагает множество ограничений на пересылку лекарственных средств. Доставка может быть платной или бесплатной – на стоимость влияет сумма покупки, удаленность клиента, форма оплаты и другие факторы.
Если интернет-аптека работает исключительно в масштабах конкретного города, информация об этом должна быть на каждой странице вашего сайта. В этом случае можно оформлять заказы без предоплаты, принимая деньги по факту доставки заказа покупателю.
Интернет-аптека и этика продаж
Законодательство накладывает на онлайн-аптеку те же ограничения, что и на обычную фарморганизацию. Но, если в традиционной аптеке мы видим пациента, можем спросить рецепт и уточнить имеющиеся противопоказания к приему препарата, то посетитель сайта остается для нас незнакомцем. Однако даже при таком положении дел можно соблюсти основные нормы фармацевтической этики.
Главное правило: продавать лекарственные средства рецептурного отпуска через Интернет нельзя. Не стоит перенимать опыт тех, кто, пользуясь несовершенством нормативной базы, предпринимает попытки переступить через это правило. Это сайты-однодневки, играющие за пределами правового поля – их деятельность незаконна, а сайты обычно не содержат даже сведений о выданной лицензии.
Единственный законный вариант работы с препаратами рецептурного отпуска в режиме онлайн – предоставление возможности заказа без оплаты и доставки. То есть посетитель выбирает нужное лекарственное средство, делает предварительный заказ, а получать и оплачивать его придет в традиционное структурное подразделение вашей аптеки. Естественно, вы отпустите товар строго при наличии рецепта.
Другой важный аспект этичной работы аптеки в Интернет – помощь в осуществлении правильного выбора лекарственного средства. Для этого страничка каждого товара обязательно должна содержать информацию о противопоказаниях, возможных побочных эффектах от приема лекарственного средства и его правильном применении (дозирование, режим приема и т.д.). Мы не видим покупателя и не можем ему ничего подсказать, поэтому обязаны предоставить максимум информации для того, чтобы он сделал выбор самостоятельно.
Аптечный товар не подлежит обмену и возврату, поэтому информация о нем на страницах сайта должна быть максимально полной. Особенно это важно при продаже изделий медицинского назначения по размеру – чулки, колготы, бандажи и другой «размерный» товар должен быть снабжен таблицей, где покупатель может вычислить нужный размер по набору параметров (обхват талии и бедер, рост и т.д.).
Не ждите быстрого результата – популярность к Интернет-аптеке не приходит моментально. Чтобы ваш сайт стал известным, размещайте его адрес на кассовых чеках, дисконтных картах, упаковочных пакетиках, визитках, рекламных материалах – всюду, где о нем могут узнать ваши посетители. Эффективна реклама в сети Интернет: активная маркетинговая кампания сделает вашу онлайн-аптеку и популярной, и прибыльной.
Алёна Славкина, Леди Вита
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/organizaciya-biznesa/985
Новые комментарии