Эффективность работы аптеки на 50% обусловлена ассортиментом товаров. От того, насколько разнообразно и продуманно предложение, зависит главное – удовлетворенность посетителей и их готовность совершать покупки. Выбор ассортиментной политики – одна из главных задач руководителя любого аптечного предприятия.
Работа с ассортиментом в аптеке значительно сложнее, чем в других отраслях торговли. Перечень товаров должен быть сформирован не только в соответствии с потребительским спросом, но и с учетом действующего законодательства (обязательный ассортимент), с учетом места расположения аптеки и других факторов.
Ассортимент аптечного предприятия – это перечень товаров, находящихся в аптеке и предназначенных для продажи. Задача ассортимента – удовлетворить потребности покупателя.
Добиться эффективной работы аптеки со стабильным и неизменным ассортиментом товаров на витрине невозможно: он должен быть максимально адаптирован к сиюминутным требованиям локального рынка. Именно поэтому стратегия работы с ассортиментом должна быть плавающей, а точнее, в работе с ассортиментом используют несколько стратегий.
Существует четыре основные стратегии работы с аптечным ассортиментом, и каждая из них должна использоваться при соответственном изменении конъюнктуры рынка.
Стратегия расширения ассортимента
Эта стратегия самая простая, но и самая затратная. Как правило, именно ее придерживаются на этапе открытия аптечного предприятия, а также при получении аптечным пунктом статуса аптеки.
Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп. Обычно основной ассортимент вновь открытой аптеки дополняют такими товарными группами, как лечебная косметика, детское питание и другие товары для детей, ортопедические изделия, диабетические продукты и т.д.
Стратегия расширения ассортимента эффективна в том случае, если владелец готов вкладывать значительные средства и стремится к полномасштабной деятельности на фармацевтическом рынке.
Стратегия сужения ассортимента
Эта стратегия обычно используется при неблагоприятной экономической обстановке. К примеру, в условиях глобального кризиса – за последний год витрины многих аптечных предприятий стали выглядеть весьма бедно, утратив «сопутку» — товары не ежедневного спроса и парафармацевтическую продукцию. Сужение ассортимента предполагает полное или частичное удаление отдельных товарных групп.
Чаще всего эта стратегия используется в том случае, если планируется сокращение бизнеса или даже закрытие аптечного пункта. Постепенно выводят из ассортимента лекарственные препараты, БАДы и лекарственные травы редкого спроса, медтехнику и сопутствующие товары.
Стратегия углубления ассортиментной группы
Эта стратегия направлена на привлечение новых покупателей и хорошо работает в тех случаях, когда используется в соответствии с расположением аптеки. К примеру, если рядом с вашей аптекой расположен диабетический центр, имеет смысл ввести в ассортимент продукты и другие товары для диабетиков. Если поблизости есть детская поликлиника, можно расширить детский и грудничковый ассортимент. Рядом ортопедический или реабилитационный центр? Не ограничивайтесь поясами и стельками, завезите товары для коррекции осанки, бандажи и корсеты, лечебные подушки, массажные накладки на автомобильные сидения – все, что сможете выставить на витрине и предложить заинтересованной группе посетителей.
Использовать стратегию углубления ассортиментной группы можно лишь в том случае, если вы хорошо знаете сегмент рынка, для которого предназначается новый товар. В противном случае этому товару может выпасть незавидная судьба – проваляться на полках материальной комнаты до истечения срока годности.
Углублять аптечный ассортимент можно в нескольких направлениях: «вверх», когда основное предложение в товарной группе дополняется более дорогими позициями; «вниз», когда в ассортимент вводятся более дешевые товары, и «напрямую», когда в ассортиментную группу вводятся товары уже существующего ценового диапазона.
Стратегия прореживания ассортиментной группы
Не каждый товар живет долго. Часто случается, что спрос на конкретные лекарственные средства и БАДы падает – вышли новые, более эффективные аналоги, закончилась реклама на радио или ТВ, врачи перестали выписывать конкретный препарат. Стратегия прореживания предполагает вывод из ассортимента аптеки тех товаров, которые перестали пользоваться спросом у посетителей.
Все четыре стратегии должны использоваться комплексно. Если лишь расширять и углублять ассортимент, можно добиться не повышения прибыльности аптеки, а затоваривания, нехватки площадей для размещения всего ассортимента, нехватки финансовых ресурсов на поддержание деятельности аптеки. Только разумное сочетание этих стратегий поможет предлагать покупателям продукцию, максимально полно удовлетворяющую их потребности.
Алёна Славкина, «ЛедиВита»
Рекомендую также следующие статьи:
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка
на https://pharm-business.ru/mastery/595
Новые комментарии